Метод медитативной графической гармонизации личности
г. Санкт-Петербург
Метод медитативной графической гармонизации личности (МГГЛ) был разработан Будзой А.А. в 1990г. [1] и успешно апробирован в течение прошедших 20 лет как самим автором при использовании его с различной целевой аудиторией (психологическое сопровождение лиц с заболеванием ВИЧ и онкологией [8], группами развития творческих способностей, духовного самосовершенствования и др.) [2, 3, 6, 7, 9, 10], так и другими специалистами: практическими психологами [11], целителями [4, 5].
Метод основан на синтезе практических техник Восточной психологии дзэн, йоги и Западной методологии из арсенала Арт-терапии и трансперсональной психологии.
Процесс гармонизации личности с помощью ММГЛ состоит из трёх этапов:
Первый этап — подготовительные упражнения, предваряющие процесс медитативного рисования. Медитативное рисование отличается от спонтанного рисования, применяемого в Арт-терапии, тем, что оно осуществляется в измененном состоянии сознания — медитации, в которую человек погружается с помощью релаксационных, биоэнергетических и дыхательных упражнений.
Второй этап - медитативное рисование, в процессе которого рисовальщик удерживает внимание одновременно на создаваемом рисунке и на определённом энергетическом центре своего энергетического тела (на одном из 7 по системе йоги). В процессе рисования происходит растрачивание негативного энергетического потенциала психологического комплекса, связанного с данным энергетическим центром и соответствующим ему функциональным уровнем: физическим, энергетическим, эмоциональным, интеллектуальным, интуитивным, духовным, эволюционным. Информационная составляющая комплекса визуализируется при этом в виде рисунка и служит основанием для последующей диагностики и вербальной терапии на третьем этапе метода.
Метод позволяет:
- очистить подсознание от болезненных переживаний: страхов, негативных воспоминаний из прошлого, отрицательных эмоций и др.;
- гармонизовать процесс дыхания, способствуя психосоматическому самооздоровлению;
- научиться останавливать процесс хаотического мышления (овладеть базовым состоянием дзэн и йоги — «безмолвия разума») и, тем самым, направлять энергию мыслительного процесса на решение актуальных творческих задач.
Высвобождающиеся в результате гармонизации личности психо-энергетические резервы могут быть направлены человеком на кардинальное изменение своей жизни на всех уровнях: в здоровье, в общении, в творчестве и т. д.
Литература:
1. А. Будза «Медитативная графика – трансцендентальное творчество» ИФК им. П.Ф. Лесгафта, Сб. статей «Биоэнергетика без мистики», стр.29-43, 1991
2. A. Boudza «Medittives zeichnen-eine brucke zu den Quellen den Kreatitivitat», «UFO-nachrichten» N 320, Nov-Dez., 1995
3. Av Linda «Meditativ grafik – konst som helar», AlphaOmega N 2, pp. 38-39, 1996
4. B. Aranovich «Bli herre over din Halsa» p.95, 1997
5. Б. Аранович «Очищение организма», Невский проспект, стр. 220-223, 1998
6. А. Будза «Йога внутреннего Художника или как развить творческие способности», «Мир и семья 95», серия «Магистр», 1998
7. Институт Практической психологии, Сб. статей «Исцеляющее искусство», 1998г.
8. Bakulina T., Budza A. «Art therapy: Social-psychological and cultural adaption of people LWHA in Russia», abstr., Int. Conf. AIDSJul. 9-14, 2000
9. А. Будза «Арт-терапия. Йога внутреннего Художника». Серия «Библиотека практической психологии», Москва, Астрель АСТ 2002.
10. А. Будза «Арт-терапия. Йога внутреннего Художника», «Феникс», 2006г.
11. С. А. Красненкова «Этапы восстановления гештальториентированной Арт-коррекцией психического здоровья личности», «Психология и педагогика», 2007 г.
Об авторе>>
Cтатьи участников конференции, тезисы докладчиков и ведущих мастер-классов>>